В статье на основе большого статистического материала рассматривается динамика развития всероссийского начального образования в период правления императора Николая II. Особое внимание уделяется прогнозированию сроков ликвидации неграмотности в России в условиях сохранения дореволюционной власти.
причины начала второй мировой войны
На рубеже 19го века проблема введения всероссийского начального образования была наиболее острой. У различных организаций было много причин критиковать монархию, но ни одна другая проблема не вызывала столь жарких дебатов, как высокий уровень неграмотности населения России. После формирования Государственной Думы и принятия масштабной программы реформирования страны при Петре Столыпине внедрение всероссийского начального образования ускорилось. В данной статье мы коснемся вопроса, помогло ли это ускорение ликвидации неграмотности.

В советский период исследователи практически не изучали эффективность дореволюционной системы начального образования. В то время приоритетным направлением было умаление достижений дореволюционной системы начального образования. Это было результатом негативного отношения ко всему дореволюционному периоду в стране с идеологической политикой ‘антинародной политики российской монархии в начальном образовании’.
последствия второй мировой войны
На постсоветском этапе значительно возрос интерес к истории дореволюционного народного образования и в этом контексте к начальному образованию. Появились исследования, рассматривающие различные аспекты роли Министерства народного образования (Мятников 2005; Аппоева 2008; Жегульская 2008), Государственной Думы (Овчинников 2006) и Священного Синода (Там же 2009) во введении всероссийского начального образования. Особое внимание уделяется региональному развитию системы начального образования и преподавательскому составу, поддерживающему этот процесс (Казакова 2009). Авторы этих исследований ввели в научный оборот важные статистические материалы, отчеты, результаты переписей, сводки и, наконец, дореволюционную историографию (Андреев, 1916), и это является отличительной чертой этих исследований. Обобщая собранные данные, с нашей точки зрения, мы можем попытаться оценить эффективность работы дореволюционных государственных органов по внедрению всероссийского начального образования.